Самозанятые водители с 1 сентября могут легально работать в такси без регистрации ИП.
До 1 сентября разрешение на перевозку могли оформить только индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Но кроме получения разрешения, самозянятые должны зарегистрироваться в качестве перевозчика. Чуть позже расскажем на этом подробнее.
Созданы три новых реестра: перевозчиков, транспортных средств и служб заказа такси.
В реестре перевозчиков содержится информация о компаниях-перевозчиках (в том числе ИП) и самозанятых водителях, в том числе о предоставлении им разрешения.
Реестр легковых такси включает в себя информацию о транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров.
Реестр служб заказа такси содержит данные об организациях и ИП, которые принимают заказы легкового такси — агрегаторах, таксопарках и самостоятельных диспетчерских без парка машин и водителей.
Новые требования для получения разрешения.
Чтобы было понятнее, как они изменились, расскажем, что нужно сделать и в какой последовательности, если у вас нет действующего разрешения такси.
Шаг 1. Зарегистрироваться в качестве самозанятого или ИП. Это можно сделать, на сайте налоговой службы. В описании оставим ссылку, там все подробно и понятно.
Шаг 2. Заключить договор со службой заказа такси. Это может агрегатор, таксопарк, диспетчерская служба, любой, кто имеет такой статус в вашем регионе. В случае Яндекса, это делается двумя нажатиями в приложении Водителя.
Шаг 3. Ваше транспортное средство или арендованное - необходимо внести сведения о машине в реестр легковых такси своего региона, подав соответствующее уведомление.
Если вы берете в аренду автомобиль, сведения о котором уже внесены в реестр легковых такси, необходимо с арендодателем оформить (внимание) Договор об обеспечении осуществления деятельности. Именно такая формулировка должна быть у этого документа, который вам еще не раз понадобится. Между прочим, в Законе о такси есть статья 13, которая так и называется: «Договор об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».
Тот, кто внимательно с ней ознакомится, увидит, что такой договор обязует арендодателя не только предоставить автомобиль, но и обеспечить всем необходимым для выполнения услуг такси. В этой же статье указано, что такой договор может заключать только самозанятый водитель, который не является ИП. Индивидуальный предприниматель не может брать в аренду машину, на которую уже имеется разрешение на такси.
Шаг 4. Подать заявление о регистрации в качестве Перевозчика такси в уполномоченный региональный орган.
Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем с действующим разрешением, полученным до 1 сентября 2023 года, то третий и четвертый шаг вам делать не нужно. Сведения о таком перевозчике и транспортном средстве автоматически переносятся в соответствующие реестры. Но не верьте этим обещаниям на слово, зайдите на сайт Федеральной государственной информационной системы легковых такси (сокращенно – ФГИС Такси) и проверьте, что ваши данные там есть.
Последние два шага - заявления на включение машины в реестр такси и получение разрешения – вы подаете в Комитет по транспорту вашего региона. Как правило, сами комитеты прием не ведут, и всех направляют в ближайший МФЦ.
Водитель такси теперь должен иметь официальный статус.
Либо он штатный сотрудник с трудовым договором, либо самозанятый, либо индивидуальный предприниматель. Рассмотрим все варианты.
1 вариант. Физические лица, заключившие трудовой договор со службой такси. Другими словами, водитель должен быть штатным сотрудником таксопарка. По договору подряда работать теперь нельзя.
2 вариант. Индивидуальные предприниматели — сотрудничающие с агрегаторами напрямую или через посредников— по агентскому договору.
3 вариант. Самозанятые без статуса ИП, сотрудничающие с агрегаторами напрямую. Водитель может работать с агрегаторами и через посредников — по агентскому договору – он тогда становится парковым самозянятым в терминологии Яндекса.
Других легальных вариантов работы в такси нет и пока не предвидится.
Но есть и другого качества ограничения, которые тоже кому-то не позволят официально работать в легковом такси.
Запрет действует на следующие категории лиц.
Имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления, указанные в ст. 328.1 ТК (ссылку дадим в описании).
Имеющие более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки.
Лишенные водительских прав или подвергнутые аресту за нарушение ПДД более 1 раза за год.
Имеющие водительский стаж менее 3 лет. Но это требование было и раньше.
Еще одно серьезное ограничение прописано Федеральным Законом о такси.
В соответствии со Статьей 5 разрешение на перевозку такси можно получить только по месту проживания при наличии постоянной регистрации.
По этой причине иногородние водители без постоянной прописки не смогут в качестве ИП или самозанятого оказаться в реестрах и получить разрешения. В разных регионах в разной степени строгости закрывают на это глаза, понимая, что исключительно местными кадрами очень сложно обойтись.
Какая информация должна быть размещена в салоне автомобиля такси?
Данные водителя: его фамилия, имя, отчество. Госномер машины вместе с наименованием перевозчика, номером записи в региональном реестре такси, разрешением на перевозки и сроками его действия.
абонентский телефонный номер перевозчика для приема жалоб и предложений;
абонентский телефонный номер уполномоченного органа.
Ответственность и штрафы.
Одинаково сурово наказывают и тех, кто имеет разрешение, и кто еще пытается работать без него. Машины не просто увозят на штрафстянки, но еще и задерживают на срок до 3 месяцев. Ютуб знает много таких историй. Денежный штраф при этом не такой большой. В настоящее время ведение деятельности без разрешения карается штрафом в размере от 2 000 руб. до 2 500 руб. (ч. 2 ст. 14.1 КоАП).
Но вся информация о заказах и оплатах по ним доступна налоговым органам. Для них не составит особого труда найти получателя и обложить его 13-% налогом на доход физических лиц.
Еще раз обращаем внимание на очень важный с 1 сентября 2023 года момент: одного разрешения на автомобиль не достаточно. Необходимо зарегистрироваться как перевозчик в регионе, в котором вы работаете. В противном случае могут забрать автомобиль и выписать штраф.
Всякий, кто работает в такси, знает, что штрафы за любые нарушения довольно суровы, а для водителей в статусе самозанятого или ИП они становятся еще выше, совпадая с теми, что налагаются на юридические лица. Кроме ГИБДД есть и другие ведомства, контролирующие работу водителей такси. Тот, кто надеется, как когда-то брать людей с дороги, оживленных мест, не должен забывать об оперативных работниках, которые под видом пассажиров просят об услуге, оплачивают ее, а что происходит дальше - все знают.
Удачи на дорогах!